Главная » Резервация интеллектов
Резервация интеллектов

Среднестатистическая семья готовится к рождению ребенка. Жизнь протекает в обычном русле. Что-то закупается, что-то  намывается. Мамочка стоит на учете и усиленно поглощает витамины. И вдруг, как гром среди ясного неба – слепой ребенок…

Слепота бывает разная, но рядовому обывателю одинаково слеп и тотальник, и слабовидящий. Если родители не отказываются от ребенка, забирают его и пытаются адаптировать в обществе, то, в большинстве случаев, еще и само общество, отнюдь, является неготовым и нежелающим его принять.

Жизнь – Божий дар, и слепому, как и любому инвалиду, она дорога вдвойне, но как выжить незрячему ребенку в существующей системе воспитания и развития? Хотелось бы особо подчеркнуть, что в наше время нет ни одной оптимальной методики воспитания и адаптации, вселяющей оптимизм людям, разделяющим бремя слепоты родного человека.

Напуганные родители, озадаченные, как общаться с ребенком, как научить его, зачастую выдумывают проблемы, которых на самом деле нет. Попробую обобщить несколько правил.

Правило первое. Общайтесь с ним, как с самым обыкновенным ребенком, ведь он не знает, что слепой, пока вы сами ему об этом не сказали.

Впервые я задумалась о том, что у меня не так, когда само общество «сообщило» мне об этом.

Правило второе. Не растите его инвалидом. Ему итак труднее достигнуть уровня обычного человека, не заключайте его в тепличные условия, формирующие его ослабленным и хрупким. Ему, итак, придется приложить куда большие усилия, чтоб влиться в общество.

Правило третье. Не пытайтесь закупорить его в обществе таких же, как он. В таком случае он будет не способен просто выжить в  обществе здоровых, где и самим здоровым выживать не слишком просто, а для инвалидов места просто нет.

Если ребенок с физической инвалидностью не сможет бороться за себя сам, то будет просто перемолон оным.

Правило четвертое. Не ограничивайте свободу его действий и мыслей. Он должен сам наработать опыт.

Правило  пятое. Не уподобляйтесь общепринятым стереотипам. Раскрывайте его индивидуальность и таланты.

Правило шестое. Стремитесь к прогрессивному. Просуществовавшая более 200 лет система Брайля во многих случаях успешно заменяется современными техническими средствами (компьютеры, электронные чипы, диктофоны, аудиокниги). Систему Брайля изучают только в специализированных интернатах.

Очень жаль, что в России никак не приживется система инклюзивного образования. Дело тут не в слепоте детей, а в деградации общества, которое не желает брать на себя нагрузку в лице слепых сограждан.

Убедилась в этом на собственном опыте. Мне довелось обучаться в интернате и обычной общеобразовательной средней школе. В процессе обучения выяснилось, что программа интерната отстает от программы средней школы, являясь затратной по времени, да еще и не дает надежды на нормальное человеческое будущее.

Мне очень повезло с людьми, педагогами интерната, которые сами подняли тему о бесполезности моего обучения в этом учреждении. Интернатская система образования, рассчитанная на 12 лет обучения, не дает полного объема программы средней школы. Построена она в облегченном режиме. Отбыв 12 лет в интернате, да еще вдали от семьи, ребенок реально получает знания соответствующие 9 классу средней школы.

Уважаемые министры, слепые люди ведь не умственно отсталые, так почему же такая картина? Выпускники подобных заведений не попадут в вузы при такой неполноценной программе. Их заведомо готовят в массажисты или сборщики электроники. Но страшен интернат даже не недостатком и недополученностью знаний. Дети там находятся среди подобных, а ведь жить им придется среди обычных людей. Интернат не учит ориентации в пространстве, не дает и даже лишает социальной адаптации(аналогично – детским домамам, с разницей в том, что эти слепые дети – выдернуты из своих семей). Представьте впечатления слепого ребенка-отказника, который первый год жизни тупо сидит в кроватке, которую он уже детально обследовал, и больше никаких ощущений, кроме звуковых, он не получает. Такая же картина и в интернате, где даже выйти за его территорию детям не позволяется. Знаете о чем думает ребенок попавший в интернат? Он, аналогично ребенку-отказнику,  уверен, что его предали.

В подобных спецучреждениях идет некая резервация интеллектов слепых людей, нормальных умственно, но заведомо не имеющих шансов на раскрытие способностей и талантов  И это понятно, ведь придумана она не слепыми людьми, а умниками, которые никогда на себе не испытывали подобной инвалидности, но опять-таки заведомо обрекающих контингент слабовидящих на примитивизм и недоразвитие.

К сожалению ситуация имеет место быть. И правила, приведенным мной выше, пригодны для всех инвалидов, не только инвалидов по зрению. Не убивайтесь, что не всякое заболевание можно исправить операций. Даже если не удалось исправить диагноз, ребенок все равно может прожить полноценную жизнь. Главное, не падать духом и правильно суметь сориентировать слепого ребенка в обществе и выборе его места под солнцем. Очень надеюсь, что мой опыт выживания и подсказки помогут улучшить качество жизни слепых детей и их семей.

 

С уважением, ваша Евгения Цахилова.



Просмотров: 322 |
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
close